Платья 18 века Англии
Платья 18 века Англии заслуживают особого внимания для правильного понимания развития страны в целом и преображения английской женщины в частности.
В 18 веке Англия становится мощным и уверенным в себе государством. Серьезный скачок в промышленности, развитая экономика, множество колоний убеждают соседние государства уважать и считаться с ее мнением.
История любой моды неотвязно связана с обществом, его моральными принципами и убеждениями. 18 столетие для Британии характеризуется акцентом на дом, семью, социальными связями. Мораль ставится выше материальных ценностей, стилем управляют простота и удобство. Предпочтения отдавались широким фасонам. Приветствовались пастельные, естественные оттенки.
В европейской моде XVIII века популярны были следующие фасоны платьев: по-французски, по-польски и по-английски. Первый вариант имел две вертикальные складки на спине от шеи до самого низа. Второй отличался драпировками и различными волнами юбки, длина которой была лишь до щиколотки. Английский стиль характеризовался меньшей вычурностью, большей приталенностью и комфортом. Драпировка присутствовала только сзади на талии.
Гардероб на каждый день
В повседневной жизни знатные англичанки вместе с корсетом и фижмами носили сборчатую юбку, лиф по фигуре и косынку на плечи. Рисунок тканей был не броский или отсутствовал. Предпочтение отдавалось светлым тонам.
Буржуа, домохозяйки дополняют повседневную одежду чепцами и передниками.
Стремясь к простоте и удобству, модельеры тех времен вдохновились мужским фраком. Поэтому излюбленной формой одежды стал костюм: жакет и юбка. Он одинаково подходил для домашней обстановки и для выхода в свет. Отличия были в тканях, деталях украшений.
Любимая английскими аристократками, верховая езда утвердила наряд, состоящий из двух элементов. Женские гардеробы всё больше приближались к естественности, к натуральным изгиба тела. Англичанки копируют элементы мужского костюма в декоре своих нарядов: воротнички, петлицы, канты.
Обеспеченные англичанки любили комплект с короткой нижней юбкой и собранной в виде элегантных полукружий верхней юбкой. Сверху был полонез, закрытый, с глубоким вырезом, с рюшами и оборками — в зависимости от обстановки, и платок, часто широкий. Характер косынки тоже представлял огромное разнообразие настроений, расцветок и мотивов.
Спереди прикреплялся тканевый треугольник – стомак. Его можно было украшать различными способами, чаще всего это была обильная вышивка, с лентами, блестящими нитями.
Для украшения платья в 18 веке в Англии в дело шли кружева, шелковые ленты, драгоценные камни, цветы и много другого. Но главное составляющее вещей – это материал. Его выбор часто говорил о состоятельности хозяйки.
Во второй половине века английская мода становится более мягкой и удобной. Стиль ампир начинает влиять и на британок, поэтому талии платьев поднимаются выше. Нижняя часть платья начинает струится и свободно спадать естественными складками. Круглый вырез стыдливо прячется под косынкой. Корсет призван показать воздушный силуэт британки, с приподнятым бюстом. На короткий период мода потребовала использование косточек, вставлявшихся в спинки, для дополнительного выпрямления. Стремление к комфорту в итоге победило. Жесткие корсеты, косточки остались в гардеробных женщин, чьи фигуры требовали особой коррекции.
Уходит пышность платьев, каркасные юбки, тугие пояса, высокие напудренные парики.
Предпочтение отдается оттенкам фиолетового, коричневого, серого, оливкового и пастельным тонам.
Все эти преобразования делают английскую манеру одеваться популярной в Европе. Европейские модницы легко соблазняются практичностью и одновременно элегантностью британского костюма. Горожанки разных стран оценивают по достоинству удобство моды Туманного Альбиона.
Платья 18 века Англии 3 вида
В восемнадцатом столетии модницы располагали выбором трех типов платьев. Каждый имел множество своих вариантов кроя, отделки. Все они постоянно видоизменялись и модернизировались, но сохраняли свой основной характер.
1.Цельнокроеное платье являлось самым простым вариантом. Из названия понятно, что оно не состояло из дополнительных частей и одевалось непосредственно на белье. Его украшали лентами, аксессуарами. Оно шилось часто для торжественных случаев. Под платье одевалась отдельная юбка, которая могла быть с фижмами. Для нижней одежды выбирался более плотный материал, иногда, по замыслу дизайнера, она выглядывала спереди в разрез. Поэтому эта юбка часто была не менее нарядной, чем само платье. Спереди укреплялась V-образная подкладка, о который велась речь выше. Стомак имел узор и украшения, сочетающиеся с общим замыслом наряда.
2. Распашное платье обязательно включало в комплект дополнительную юбку и было достаточно открытым на груди. Этот вид также включал стомак, закрепленный иголками или булавками на корсете и самом платье. Как уже упоминалось, эта часть костюма могла быть обильно украшена драгоценностями, вышивкой, атласными лентами, завязанными в пышные банты, разноцветной тесьмой. Иногда стомакер состоял из двух частей, которые соединялись пуговицами, крючками.
У этого вида наряда было своё развитие в виде «турецких платьев», ставших популярными в трети декады столетия. Платье напоминало халат и носилось поверх другого платья. Особенно успешными были варианты на контрасте цветов. Нижняя одежда часто шилось из шелков или муслина.
В зависимости от предпочтений женщины, ее фигуры, такой халат делали приталенным или, наоборот, он свободно спадал до пола. В любом случае, вариантов ношения такого комплекта было множество и лишь зависело от фантазии дамы.
Пуританская Англия полюбила распашной тип с застегнутым верхом стык в стык. Материал такого платья собирался сзади на талии и закреплялся, отчего получался приталенный фасон.
Кокетки позволяли себе носить юбку платья слегка приподнятую с двух сторон. В таком случае была видна нижняя юбка. Поэтому она тоже была нарядной.
Не только ради моды, но и здоровья, в XVIII веке пользовались популярностью стеганые юбки. Это была комбинация 3 слоев: атлас, тонкая шерсть, белая шелковая подкладка. Такое наслоение лишало даму комфорта, но общество не отказывалось от них еще очень долгое время. Этот тип одежды не обязательно было шить у портнихи, так как они продавались во всех магазинах прет-а-порте. Их покупали женщины различных слоев населения. Стеганые юбки претерпели множество метаморфоз в дизайне, рисунках. Многие музеи одежды могут сегодня похвастаться экземплярами этого вида одежды.
3. Упомянутый выше костюм, адаптированный под женский гардероб, представляет третий вид платьев англичанки 18 века. Пара могла состоять из стеганой юбки и легкой курточки. Однотонность или контраст цветов зависел от моды и настроения дамы.
Женщины тех времен очень полюбили сюртуки с длинными полами и шалевым воротничком. В основном, редингот был двубортным и имел сзади разрез. В первую очередь, он идеально подходил для поездок верхом и спасал в холодное время года. Редингот или жакет сочетали с юбкой. Такой комплект был удобен для разнообразных занятий женщин из разных сословий. Долгое путешествие, поездка на лошади, длительная прогулка становилась намного комфортнее в подобном костюме. Немаловажно, что по стоимости он получался значительно дешевле платья.
Конечно, введение женского комплекта в повседневную жизнь поначалу вызвало бурю негативных эмоций со стороны общества. Обвиняли, что «мужская» одежда заставляет дам утрачивать женское начало. Но практичность и удобство этого новшества победили всю критику.
Вопреки осуждению и опасениям, что ношение костюма делает англичанку менее женственной, этот стиль как раз сумел отлично подчеркнуть красоту леди. С 1760 по 1780 года увлечением украшать костюм всеми способами достигает пика. Бесконечные блестки, банты, ленточки и тесьма загружали наряд. При этом юбка начала укорачиваться. Происходит постепенный отказ от обручей. Из заменяют специальные подушечки под одеждой, добавляющие объем сзади.
Фижмы и корсет – составляющие элементы наряда англичанки.
Знатные дамы носили юбку с фижмами – каркас из китового уса. Конструкции легко сгибались, когда женщина проходила через узкую дверь или садилась. В середине XVIII века она была модернизирована: добавились шарниры, регулировавшие объем юбки, формы стали овальными. Но к концу столетия от фижм окончательно отказались.
А корсет еще долго останется с модницами. Ошибочно полагать, что эта часть гардероба служила исключительно для красоты. Широкий пояс, с упругими пластинами внутри, поддерживал спину, сохраняя её прямой. Во время дворцовых приёмов, когда дамам приходилось по несколько часов проводить на ногах, корсет становился основным помощником их осанке. Не стоит забывать о многочисленных юбках, вес которых был внушительным. Они крепились к этому предмету одежды и их тяжесть не ложилась полностью только на вторую половину тела, а распределялась равномерно, начиная с плеч.
К 1750 — 60 гг. корсет стал достаточно удобным и не мешал движениям. Жесткие пластины заменили на легко гнущийся китовый ус. Шнуровка, либо крючки располагались как спереди, так и сзади.
Французская революция и стиль Ампир ненадолго заставляют отказаться от корсета, но после 1798 года он снова возвращается, еще более упрощенный.
Нижнее бельё дам.
Многослойность гардероба не заканчивалась на верхней одежде женщины. Под платьем дамы пряталось еще множество одежд.
Корсет носился поверх сорочки. В качестве нижнего белья надевалась рубашка из льна, которую часто меняли и стирали, в отличие от платьев. Сорочки нередко украшались тесьмой, кружевом, вышивкой.
Английская леди конца 18 века имела в гардеробе лиф-чехол. Он надевался поверх корсета и не имел рукавов. Кофточка имела круглый вырез, часто соединялась с панталонами или нижней юбкой.
В любом наряде обязательно присутствовала нижняя юбка, к которой были прикреплены обручи стальные, деревянные или из китового уса. В зависимости от обеспеченности англичанки, эту часть либо шили на заказ, либо покупали в магазине готовой одежды. Они менялись наравне с тенденциями моды. В 1710 году женщины предпочитали коническую форму, через 20 лет стала модной куполообразная конструкция. Еще через пару десятков лет стало модным расширять силуэт по бокам. Их много высмеивали. Чаще изображалась картина, когда даме приходилось протискиваться боком в дверной проем, чтобы войти в комнату. Однако, такие юбки продержались аж до начала 19 века.
Иногда дамы носили обтягивающее трико или панталоны. В среднем, они доходили до колен. Такой предмет гардероба сильно отличался от современных трико, так как обе штанины не сшивались между собой, а просто крепились на талии, прижимались корсетом. Не соединенные в промежности, они не мешали даме справлять естественную нужду.
Платья 18 века Англии, их ткань и развитие промышленности
18 век – время шелка. Его ввозили из экзотических стран, Индии и Китая. Но и в самой Европе начинается активное производство ткани.
Большое количество французских гугенотов, бежавших от католиков из родной страны, нашли пристанище в англиканских храмах. Церковь в Спитафилдс, в восточной части Лондона, стала не только укрытием для беженцев, но и центром производства шелка. Большинство гугенотов нашли своё призвание именно в этой части промышленности.
Производство шелка было доведено до уровня искусства. 3 вида золотых нитей и несколько цветных шелковых волокон сообща создают уникальный дизайн. Спитфилдский шелк соперничал по красоте с лионскими тканями и присутствовал в гардеробах королей разных стран. Англия, благодаря раннему развитию легкой промышленности, стремительно отрывалась от своих соперников по объемам и качеству товара.
Британские колонии в Индии снабжали Англию хлопком, ситцем и красками для материалов. Ткани использовались не только в одежде, но и в декоре помещений. Конечно эта продукция была значительно дешевле, чем текстиль из Франции или Англии, и пользовалась огромным успехом, подрывая бизнес других.
Одним из самых популярных дизайнеров тех времен считалась Гартуэйт Анна Мария. Ей принадлежат идеи создания около тысячи разнообразных видов тканей. Она предпочитала светлые оттенки и рисунки максимально приближенные к реальности.
Изображения вышивались или печатались на материале в ручную, красками, иногда с помощью специальных штампов. Позже изобрели технику нанесения валиком. Мелкий рисунок использовался для одежды, крупный – для ткани мебели и интерьера.
Платья 18 века Англии — стирка и уход
Наряды бальных вечеров, торжественных событий стоили огромных денег. Эти платья не стирались. Они считались произведением искусства, состоявших из нескольких видов тканей: кружев, шелка, органзы, тюля, атласа. В изделие вшивались драгоценные камни, добавлялась необычная вышивка. Нижние юбки шились из другого материала. Естественно каждый материал ведет себя по своему при процессе стирки, поэтому одежда могла измениться, потерять форму, цвет и испортиться в результате. Поэтому такой наряд одевался только однажды. После мероприятия его упаковывали, убирали в гардероб. Периодически прислуга распаковывала и чистила специальными щётками. Зато теперь хорошо сохранившимися платьями можно полюбоваться в музеях.
Платья для повседневной жизни надевались неоднократно. Барышня много двигалась, гуляла и, конечно, потела. В места соединения рукавов с платьем вшивались салфеточки, которые по мере необходимости меняли.
Если на одежду попадала грязь или ставилось пятно, то загрязненное место часто вырезали и вшивали новый кусок ткани.
Стирка тоже присутствовала. К каждому типу загрязнения подбиралось свое чистящее средство. Самая загрязненная часть женской одежды была внизу, по краю. Чистка подола требовала много усилий еще и потому, что на него уходило больше всего материала, иногда более 5 метров ткани. Ради профилактических мер край обшивался жесткой оборкой, которая служила для подола щеткой в некотором смысле.
Возвращаясь после прогулки, дама отдавала платье для чистки. Камеристка ждала, когда грязь высохнет и приступала к ее механическому удалению. Следом поверхность покрывали сухими чистящими средствами. А одежду темных тонов заливали крепким чаем. Платье расстилали на полу или другой ровной поверхности и тщательно протирали напитком.
В богатых домах под прачечную отводились отдельные помещения. Работа там не прекращалась ни на день. В более скромных помещениях выделяли места в подвале. Если семья жила в совсем маленькой квартирке в городе, то емкость с водой могла располагаться даже на общем столе.
Одежду сортировали по цвету, степени загрязнения, типу ткани. Самая загрязненная одежда замачивалась в щелочи, потом кипятилась. Простые ткани стирали на стиральной доске. Щепетильный материал, типа щелка, такой стирки не выдерживал. Очищая вещи в большой емкости, использовали деревянную палку с медным конусом или валик. Такой инвентарь помогал создавать принцип центрифуги.
Для сохранения яркости зеленого и розового цветов материала добавлялся уксус, для черного — щелочь, для остальных цветов отруби.
Мыло каждый изготавливал самостоятельно. В городе для него брали, золу, жир и воду, а в деревнях — растение сапонарию.
Для отжимания использовался специальный пресс, состоящий из двух валиков.
Для глажки, прототипы современных утюгов нагревали над огнем или другой горячей поверхностью. Приходилось подогревать его периодически в течение выглаживания одежды.
В 1797 году публике была представлена первая стиральная машина.
Цветовая политика в одежде
Не только Англия влияет на европейский стиль одежды, в том числе и французский. Франция также внесла свой вклад в развитие модных британских тенденций.
По мере преображения женского гардероба в моду входят наравне с пастельными тонами и других расцветки. Очаровательный зеленый цвет, названный Парижским, становится любимцем британских аристократок. Даже его очевидный вред на здоровье, по причине использования мышьяка при создании, не останавливал модниц от заказа тканей такого оттенка.
В салонах появляются модницы в нарядах голубых, красных, желтых оттенков.
В один период появляется увлечение всеми оттенками коричневого цвета. Возможно это было связано с повсеместной шоколадоманией по всей стране. Около 2000 кофеин и шоколадных домов пользовались большим успехом среди всех слоев населения Англии. А модницы наряжались в платья капуцинового и кармелитового цветов.Индустрия красок не стояла на месте и вскоре появились ткани оттенков «жженого кофе», «жженого хлеба», «лесных каштанов».
Прически и обувь как элементы наряда английской модницы.
Что касается других частей английского гардероба, то стоит отметить женскую моду на треуголки. В повседневной жизни женщины носили высокие прически с локонами, украшенные цветами, другими растениями, перьями, нитками жемчуга.
Туфли имели невысокие каблуки, по сравнению с современными шпильками. В восемнадцатом столетии каблучок стал изогнутым, в форме рюмки. Туфельки были также разноцветными, украшались согласно пожеланиям дамы. Часто дополнялись шелком, бисером, бантами. Конечно, в сырую погоду такая обувь быстро портилась и была совершенно непрактичной.
Вошли в моду туфельки без задника. Они отлично подходили по стилю к «турецкому» платью.
Каждая модница стремилась иметь в гардеробе обувь с заостренным носом. В Средневековье удлинение носов таких туфель доходило до смешного, но в 18 веке эта тенденция приобрела разумные пределы. Носки женщины визуально удлинялись, с помощью специальных подкладок. Это делалось ради достижения эффекта пухлости стопы. Сохранившиеся в музеях экземпляры обуви того времени наглядно демонстрируют стремление к деформации этой части женского тела.